взращенные с любовью
| Как
работает метод Сузуки? Почему трехлетние малыши с удовольствием играют
на скрипке, выступая на концертах, демонстрируя удивительную ловкость в
обращении с инструментом и развитый музыкальный вкус? Секрет прост:
Сузуки перенес принципы усвоения родного языка на обучение музыке. |
Шиничи Сузуки был первым, кто предположил, что дети трех -
четырех лет могут свободно обращаться с музыкальном инструментом. Не
пиликать, а играть на нем. Он верил, что каждый ребенок обучаем, музыка
- не таинство, а музыкальные таланты есть у многих. И главное: как
любые способности, их можно развить. При правильном подходе к
музыкальному образованию понимать музыку и исполнять ее могут
практически все детишки. Он хотел обучать детей музыке, потому что
верил в ее "исцеляющее" и "гармонизирующее" воздействие. "Музыка учит
чувственности, восприимчивости, дисциплине и настойчивости" - считал
Сузуки. Он мечтал вырастить "хороших граждан" своей страны, не
обделенных сердечностью. Каждый ребенок обучаем Все
родители знают,что их ребенок способен заговорить на родном языке. Эта
способность не приобретенная, а врожденная. Доктор Сузуки сравнивал
свой метод обучения музыке с усвоением родного языка, имея в виду, что
дети легко и без усилий учатся языку, на котором говорит их окружение.
Взращенные с любовью дети не испытывают трудностей, усваивая достаточно
сложные речевые конструкции. Обучение языку начинается с рождения.
Ребенок, который растет и учится в атмосфере любви с раннего детства
будет говорить успешнее, чем малыш, которого до 6 лет (то есть до
начала школьного возраста) практически не загружали знаниями,
специально не обучали его. Родители - эксперты родного языка и они
чувствуют себя уверенно и расслабленно, обучая малыша говорить. Они
делают это не по науке, а по интуиции. Следовательно, считает Шиничи
Сузуки, интуиция - очень важный принцип "выращивания талантов". Без
интуиции мы никогда бы не научились нашему родному языку. Мама
говорит с малышом с самого первого дня. Ее улыбка - лучший стимул для
крохи. Поэтому никаких учебников не надо: эмоционально окрашенное
обучение дает самые лучшие результаты. Обычно родители не сердятся на
малыша, если он не говорит бегло на родном языке. Они готовы бесконечно
исправлять его, и радуются любой фразе своего сыночки или доченьки.
Детям очень нравится говорить в компании других детей (и этот принцип
Сузуки перенес на музыкальное образование). Причем, младшие учатся
языку (и игре на скрипке) у старших, вдохновляемые их опытом и
успехами. Шиничи Сузуки предупреждает: никогда не заставляйте ребенка
играть на скрипке, фортепиано, гитаре. Никакого принуждения, игры
из-под палки. Повторение - мать учения. Способности развиваются
в процессе практики. И поэтому заниматься необходимо каждый день. Ведь
осваивая родной язык, ребенок каждый день говорит на нем. Годовалый
ребенок знает несколько слов, но в три года его словарный запас уже
намного больше, он нередко импровизирует. Чтобы малыш не забросил
скрипку, его нужно вдохновлять. Тут действует "гомеопатический"
принцип: потихонечку - полегонечку, но каждый день. Сначала усваиваются
простые вещи, навык закрепляется. Главное, чтобы у ребенка оставалось
ощущение, что он учится ЛЕГКО. Принципы Сузуки Когда ребенок учится говорить, огромное значение имеют следующие моменты: - Активное слушание
- Мотивация
- Повторение
- Пошаговый подход
- Память
- Словарь
- Вовлечение родителей
- Любовь
По
мнению Сузуки, все эти вещи работают и при обучении игры на музыкальном
инструменте: пианино, скрипке, виолончели, гитаре, флейте). Этот подход
работает также при обучении математике, искусству и поэзии. По сути, он
универсален. Достаточно с детства окружить ребенка прекрасной
музыкой, так же как он "окружен" звуками родной речи, и первый камушек
в музыкальном образовании будет заложен. Сузуки также считал, что
научить кроху играть на скрипке можно в возрасте трех лет, то есть до
того момента как он научится читать. С рождения.
Почему так рано? - спрашивают родители. Потому что два - три - четыре
года - пик усвоения родного языка. Слух малыша настроен на то, чтобы
впитывать, усваивать. поэтому и учиться музыке лучше сейчас, пока кроха
ходит пешком под стол. Это обучение донотное, то есть главная задача на
этом этапе - поставить руки, добиться красивого звучания. Слушание.
Дети учатся говорить, внимательно слушая речь родителей. Сузуки
предложил перенести эту идею на музыкальное образование: и окружить
ребенка качественным музыкальным фоном. Чем чаще они слушают музыку,
тем проще им научиться играть на инструменте. Постоянное слушание
создает также ролевую модель для их игры в будущем. Вовлечение родителей
играет критическую роль, по мнению Сузуки. Только в гармоничном
взаимодействии учителя, родителя и ребенка может выйти что-то стоящее.
Роль родителя заключается прежде всего в том, чтобы ходить с малышом на
все уроки, делать заметки, заниматься с ребенком дома. По сути, мама
или папа становятся домашними учителями своего юного скрипача.
Родителям необходимо включать записи классической музыки, чтобы
вдохновлять ребенка, учить его пониманию и восприятию музыки, создавать
тот самый фон. В обязанности родителя "по Сузуки" входит посещение
концертов, летних школ и прочих мероприятий с ребенком. Среда.
Позитивный настрой создается на уроках музыки и во время домашних
занятий. Родители должны сделать все возможное, чтобы вся семья
радовалась успехам крохи. Дети учатся на энтузиазме, и их успехи
нуждаются в поддержке, а выступления в поощрении. Репертуар. Каждое
произведение - кирпичик в обучении музыке.Техника, стиль - все это
развивается в процессе отработки, репетиций, упражнений. Для каждого
инструмента - свой репертуар, благодаря этой единой среде дети всего
мира по методу Сузуки легко играют на концертах друг с другом, потому
что учатся по одним произведениям. Однако сегодня учителя нередко
добавляют классический, подобранный самим основателем метода,
репертуар. Чтение с листа. Умение играть по
нотам, несомненно, важно. Но ребенок читает лучше, когда уже бегло
разговаривает на языке. Поэтому читать ноты ребенок по методике Сузуки
начнет тогда, когда будет к этому готов. |