Правоту пророка Моисея доказали современные ученые
Дружить или даже просто жить в соседстве с состоятельным человеком – очень вредно для здоровья
Этот,
в общем-то известный факт, документально установили ученые из
Чикагского университета. Отчет об их исследованиях публикует на днях
лондонская газета "Дейли Мейл".
Согласно исследованиям, подобное соседство в первую очередь
отрицательно влияет на сердечно-сосудистую систему человека, а также
ведет к развитию сахарного диабета.
Дело в том, утверждают ученые, что наблюдая за успехами удачливого
соседа или приятеля, обладатель небольшого состояния впадает в
устойчивый стресс, а он, в свою очередь, ведет к ослаблению иммунной
системы. Вот тут и настигают человека болезни.
Ученые из США разработали ряд рекомендаций. Например, таких: - поменяйте район проживания; - измените стиль жизни, который поможет исключить постоянные мысли о чужом богатстве и успехах; - разбогатейте сами.
10-я заповедь Моисея
По версии Википедии, зависть - это огорчение по поводу успеха и благополучия других людей.
10-я - самая последняя из заповедей Бога, которые по легенде были
сниспосланы людям через пророка Моисея около трех с половиной тысяч лет
назад, гласит:
«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни
поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни
всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего».
Корреспондент «Свободной прессы» попытался выяснить, что по этому
поводу думают современные российские психоаналитики. Оказалось, они
отнюдь не единодушны в оценке завистливых людей.
«Не путайте «черную» зависть с «белой»
Николай Нарицын, врач-психотерапевт, психоаналитик:
- Завидующий считает, что человеку «просто повезло». А ему самому,
соответственно, нет. Обидно! Еще зависть возникает там, где ощущается,
скажем, так, потенциальный риск того, что некто возьмет над вами
несанкционированную власть.
Чаще зависть испытывается по отношению к тому, кто стоит с вами на
одной иерархической ступени – к человеку из своего круга, из своего
социума, ведь что бы ни говорили, именно из-за потребности как-то
оценить себя в социуме и найти в нем свое место и возникает подобное
сравнение…
Человеку вдруг кажется, что «я и вот мой сосед - люди совершенно
одного плана и одного уровня, но почему у меня всего этого нет, а у
него есть? За что это ему такие блага? Возможно, где-то за мой счет?
Деструктивность зависти во многом оттого, что, как и у ревности, ее
основная базовая эмоция – СТРАХ того, что кто-то, находящийся с тобой
на одном уровне, вдруг получил в свое распоряжение нечто повышающее его
общественный ранг, а ты - нет.
Можно так сказать, что «белая зависть» – это зависть с примесью
интеллекта. Человек хотя бы анализирует, кому есть смысл завидовать, а
кому нет; и главное, позавидовав чужому успеху, он уже строит планы,
что бы ему такого сделать для того, чтобы такой же успех получить.
А вот «черная» зависть – не конструктивна и даже разрушительна, поскольку она не дает человеку стимула что-то делать самому.
Зависть как общественное явление чаще встречается в тех социумах,
где, во-первых, в цене ранговые отношения, а, во-вторых, где сам
человек, с помощью своих трудозатрат, ничего добиться не может в силу
общественного устройства: "Ты хоть лоб себе разбей, а не выбьешь двух
рублей". Иными словами, когда человек, что бы он ни делал, на свой
общественный ранг повлиять не может.
В авторитарных и неизменяемых условиях лучшее средство от зависти – уравниловка. Что мы и наблюдали ранее в СССР.
«Свободный» же мир дает какие-то собственные возможности. И вот там
уже зависть как неконструктивная разрушительная эмоция может
превращаться в соревновательный стимул с желанием что-то делать самому.
Но опять же – не у всех. Те, кому в силу мотивации легче принизить
другого до себя, чем карабкаться к нему наверх самому, кому сложно
вообще пользоваться логикой и что-то осмыслять, у кого на это нет
интеллектуальной и волевой возможности – те обречены на зависть, причем
на «черную», бесстимульную, практически всегда.
И еще – «черная зависть» деструктивна не только для самой личности,
но и для общества. Представьте, - один человек позавидовал другому, что
у того есть какая-то вещь, и стал у него эту вещь отнимать. Они
подрались и в пылу драки пресловутую вещь порвали, разбили и т.п.
Теперь ни у одного, ни у другого ничего нет.
«Зависть - ключ к просветлению»
Николай Орёл, психолог:
- В чем смысл и позитивное значение этого порой иссушающего душу
подсматривания - а что там, за соседским забором? В самих словах
«зависть» и «завидовать» содержатся ответы на вопрос. «Завидовать»
означает - «видеть за другого». Отринуть самоценность, перестать жить
своей собственной жизнью и радоваться ей. Отдать свое видение и
внимание жизни других.
В царстве природы нет зависти. Каждый вид птиц или животных вполне
доволен самим собой. Чести завидовать удостоен только человек,
благодаря приобретению второй сигнальной системы и мышлению. Например:
эта уникальная способность позволяет мучиться бессонницей всю ночь,
даже если источник беспокойства и несчастья находится от вас за
несколько сот километров, или же, сидя перед экраном телевизора,
завидовать жизни других стран и континентов, размышляя о благах
тамошнего проживания.
Человеку предоставлена фантастическая способность бегства из своей
собственной жизни, благодаря своему отвлеченному мышлению. И зависть -
это просто одно из достижений эволюции человечества в целом.
По моим наблюдениям, каждый из нас интуитивно понимает, что зависть
- это нормальное явление. По моему мнению, зависть становится «черной»,
когда она неосознаваема и непонимаема или непроизносима самим
завидующим. В таком случае, она становится ядом, отравляющим душу и
тело. Если вы ее подавляете, она может отомстить.
Проблема как раз в том и заключается, что мы не умеем завидовать.
Зависть наша какая-то кривая да на костылях. Мы ее забили до смерти тем
убеждением, что зависть удел слабых да немощных людей. Ее надо
подлечить, вдохнуть в нее жизнь и свет, сделать краснощекой и крепкой
телом красавицей.
Важно поэтому не допускать в сознание само это слово, вздыхая и
сожалея взирать на «чудесную и прекрасную» жизнь окружающих, а также на
свое «жалкое» существование». То есть жить по неписаному правилу: «За
забором трава всегда зеленее».
Если вы боретесь с завистью - вы стали ее жертвой. Если вы знаете,
что она есть и отмечаете ее, то происходит чудо. Зависть может
превратиться в радость, радость за других людей. «Издательский дом Свободная пресса» |